Гомер Симпсон

(no subject)

о переменах в воинском деле
----------------
в XV - XVI веке в Польше, напр., и Литве наемников ценили прежде всего "за их качество, за то моральное действие, которое они оказывали в битвах своим искусством и стойкостью на остальное войско" [Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства... С. 215 - 216] -
- в сравнении с милицией, которая не была готова к долгим войнам (разъезжаясь по своим поместьям - ради пополения запасов, из-за потребности наблюдать за своим хозяйством и т.п.) и не имела достаточного военного опыта - т.е. опыта действия в крупных, организованных соединениях, а не личных навыков, приобретаемых в охоте и мелких стычках. -
- примечательно, что если в итальянских республиках и княжествах кондотьеры уже Макьявелли и Гвиччардини позволяли говорить об их негодности, стремлении уклониться от боя и т.д. - и думать над тем, как можно возродить "милицию" - то для больших государств, способных связать и свой местный аналог кондотьера с задачами большой политики (как, напр., в фигуре Стефана Батория - или, менее симпатичной, гетмана Жолкевского) - наемная армия переживет свой второй расцвет - сменившись затем рекуртской армией.
Гомер Симпсон

(no subject)

Зомбарт продолжает "жечь глаголом" -
- "Если уж мы так много говорим об эротике миннезингеров, - где в ту эпоху могла разыгрываться любовная жизнь? По преимуществу в лесах. Ибо крепости, конечно же, были не тем местом, где можно было провести в постели часок-другой. В любом случае под любовными утехами в те времена, по всей видимости, понималось нечто совсем другое, чем у нас сегодня. Готика и эротика хотя и рифмуются, но плохо подходят друг другу. Нет, Ренессанс и здесь впервые создал внешние условия для формирования принципиально нового образа жизни".
В. Зобмарт. Соб. соч. Т. III. С. 143.
--------------------
любопытно, что там, где воображение Зомбарту отказывает - ныне оно вполне справляется. что вряд ли можно истолковать в пользу сходства прошлого и современности - скорее, в пользу изменчивости опыта, каждый раз предоставляющего новые рамки воображению (теперь, напр., скорее в области плохо представляемого - душная эротика венских кушеток времен Карла Люгера).
Гомер Симпсон

(no subject)

искусство троллинга от классика социологии
-------------------
"Если всякое искусство основывается на таланте и упражнении, то для любовного искусства это справедливо в совершенно чрезвычайной мере, и потому искусство это смогло достичь своего полного развертывания лишь после того, как в ходе естественного отбора талантливые женщины были выделены из общей массы и получили возможность стать мастерицами в этом искусстве, занимаясь только им одним и ничем больше"
В. Зомбарт. Роскошь и капитализм (1913) // Соб. соч. Т. III. С. 78 - 79.
Гомер Симпсон

(no subject)

по поводу данной записи СФШ:
http://langobard.livejournal.com/6409518.html
------------------
не знаю - у меня, увы, нет опыта личного общения с М.В. - и практически нет шансов, что будет -
- но вот отсутствие интереса "современности" к Синявскому или Солженицыну, сдается мне, скорее проблема этой самой современности - сводящейся к совершенной сиюминутности - что, кстати, хорошо заметно бывает в гуманитарии, когда стремятся прочесть нечто "совсем последнее", оставляя классиков спокойно пылиться (на то они и классики), а тех, кто официально не канонизирован - и вовсе исключая из поля своего внимания. -
- спорить с этим бесполезно, разумеется - и для этого есть свои основания (равно как, вторгаясь с чем-то новым, нужно откопать себе в поддержку кого-нибудь из "несправедливо забытых" - всем известным примером чего служит роман Латура с Тардом). здесь примечательнее другое - невозможность "остаться в своем времени", именно требование, принудительность "современности" - в конечном счете предполагающее наличие некой единой "современности", единого времени, выпадение из которого тождественно смерти. - привычные "антиглобалистические" рассуждения ведь во многом об этом самом кошмаре - мира, сделавшегося "проще", где все меньше "закутков", живущих своим временем, своими заботами, своими идеями, через забитые капиляры лишь сообщающиеся с другими частями реальности, плохо слышащие то, что до них доносится извне, а то, что доносится - зачастую неправильно понимающих - и в результате способных на "производительную ошибку". - да, совсем "своего времени" не бывает, пока мы в сознании, речь лишь о степени автомии - о том, насколько допустима рассинхронизация - та, за которую не приходится платить ценой выпадения из "жизни". -
- кстати, сам феномен "поколений" (сейчас уходящий - за отсутствием "больших событий", способных стать "общим опытом" - тем, с которым можно себя соотнести) - он из складывающегося подобного порядка вещей, из XIX века - "поколение" здесь имя "современности", которая слоями становится прошлым, отжившим (вытесняя на обочину непринадлежащих к "поколениям" - оказывающихся "не-жившими" исторически - или, здесь становясь интересными, изобретая индивидуальные способы нахождения в современности). -
- а возвращаясь к Синявскому - А.Д., кажется, сам сделал все, чтобы нельзя было представить майку с его портретом. что ж до того, что его "не читают" - здесь волнами ведь устроено, да еще случайность моды - когда у нескольких близких по типу есть шанс стать ее любимцем, но выберет она лишь одного. т.е. нет гарантий, что его "станут читать" в массовом порядке - хотя для подобного переоктрытия может оказаться достаточным расходящееся по цепочке "узнавание Синявского совсем не такого, как мы ожидали" - например, брака лирики с филологией "127 писем о любви". но как-то сомневаюсь - скорее, он будет из ряда "многими читаемого автора", о котором столь же регулярно говорят как о "несправедливо забытом" и в этих сетованиях опознают друг друга.
Гомер Симпсон

(no subject)

очевидно, конечно, но ранее не обращал внимания, а сейчас натолкнулся в письмах 1870-х гг. -
- для гимназистов из необеспеченных медаль (золотая или серебряная) была важна в том числе и потому, что по зачислении в университет сильно помогала в поиске учеников для репетиторства - и платили медалисту родители ученика, соответственно, выше, чем простому выпускнику гимназии. - так что борьба за медаль оказывалась не только важной с т.з. поступления в университет, но и для обеспечения своего относительно спокойного существования в университетском городе.
Гомер Симпсон

(no subject)

по чувствительности к поэзии я спорю среди людей за последние места в списке, лихо отталкивая локтем барда и конкурируя с самыми преданными читателями "Русского Богатства" -
- но вот дорвавшись до прекрасного издания Верлена (очаровательно полиграфически и редакторски сделанные два небольших томика - в лучших традициях литпамятников) - проникся уровнем Брюсова-переводчика - настолько чувствуется жесткость, прочность его стиха в сравнении с коллекцией других переводов одного и того же верленовского стиха.
---------------
В дни юности мечтал я о Непале,
О славе папы иль царя царей,
Сарданапале, Гелиогабале...
Меж золота и дорогих камней,
Под музыку, в пьянящем аромате,
Мне снился рай ласкающих объятий...
Прошли года и стих мой буйный пыл,
Узнал я жизнь, узнал ее законы,
Умею чтить границы и препоны,
Но прежних грез своих не разлюбил!
Пусть на пути к величью - Невозможность!
Все ж малого не славит мой язык!
И мне противны: милый женский лик,
Неточность рифм и друга осторожность!
Гомер Симпсон

(no subject)

Чехов пишет Лейкину осенью 1883 -
"Пишу при самых гнусных условиях [...] в соседней комнате кричит детиныш приехавшего погостить родича, в другой комнате отец читает матери вслух "Запечатленного ангела"..." -
- любопытное свидетельство популярности лесковской повести и уровня чтения - ведь чеховское семейство по своим литературным вкусам никак не принадлежало к "высокой лит-ре", а отец с матерью - так и вовсе читатели и поклонники духовной и душеполезной лит-ры - где и оказывается Лесков, которого опознают в этой ипостаси как одного из - пусть и весьма своеобразных писателей для духовного чтения.
Гомер Симпсон

(no subject)

к дебатам кружка им. Чернышевского и Добролюбова -
- любопытно, а в какую степень "очернения действительности" возвели бы, появись у нас нечто аналогичное "House of Cards"? -
- я уж молчу про "Boss" - ведь в HofC есть хоть какие-то "идеалистические" персонажи - при этом занимающие значимые посты - вроде либерала-идеалиста конгрессмена или самого г-на Президента (другой вопрос - как они при всем при этом сумели свои посты занять?!) - а в "Boss'е" и намека на это нет, все одним миром мазаны - человечность же там проявляется как синоним слабости, порока, странности - хоть что-то индивидуальное в этом мире целерациональности, где вопрос о конечном смысле действия бессмысленен по определению.
Гомер Симпсон

(no subject)

об отношениях редакционных
-------------------
Чехов в письме к брату Александра именует Лейкина "дядей лжи" - следовательно, братом самого Князя Тьмы.
Гомер Симпсон

(no subject)

из любопытного
----------------
оказывается, первончально "Палата № 6" предназначалась "Русскому обозрению", однако редакции того (в тот момент в свою очередь колобродящей - после вынужденного ухода кн. Цертелева и завершившегося назначением Александрова) сочла, что рассказ слишком мрачен и либерален -
- так что в конце-концов его удалось поместить в "Русской мысли" (не сразу, поскольку с редакцией того Чехов поссорился двумя годами ранее - и вынужденное с его сторон примирение состоялось при посредничестве Свободина). -
- в целом характерная история для консервативной журналистики, умело распугивающей и собственных читателей, и авторов. - уж до чего вроде бы "сжигал мосты" Вас.Вас. Розанов, да и то ушел "влево" к 1900-у. впрочем, "духота", характерная для консервативных изданий, была как раз связана с этим радикализмом размежеваний - авторам выбора почти не оставалось, изданий мало, денег - еще меньше, так что хочешь - не хочешь, а приходится выносить любые причуды "генералитета". генералы "Русского обозрения", впрочем, не рассчитали - Чехов уже был вполне "сам себе величина", чтобы уйти в "свободное плаванье" (как раньше это продемонстрировал ФМД, сильно подняв свои акции, уйдя с двусмысленным "Подростком" в "Отечественные записки").