?

Log in

No account? Create an account

(no subject)

Feb. 16th, 2015 | 08:56 pm

о переменах в воинском деле
----------------
в XV - XVI веке в Польше, напр., и Литве наемников ценили прежде всего "за их качество, за то моральное действие, которое они оказывали в битвах своим искусством и стойкостью на остальное войско" [Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства... С. 215 - 216] -
- в сравнении с милицией, которая не была готова к долгим войнам (разъезжаясь по своим поместьям - ради пополения запасов, из-за потребности наблюдать за своим хозяйством и т.п.) и не имела достаточного военного опыта - т.е. опыта действия в крупных, организованных соединениях, а не личных навыков, приобретаемых в охоте и мелких стычках. -
- примечательно, что если в итальянских республиках и княжествах кондотьеры уже Макьявелли и Гвиччардини позволяли говорить об их негодности, стремлении уклониться от боя и т.д. - и думать над тем, как можно возродить "милицию" - то для больших государств, способных связать и свой местный аналог кондотьера с задачами большой политики (как, напр., в фигуре Стефана Батория - или, менее симпатичной, гетмана Жолкевского) - наемная армия переживет свой второй расцвет - сменившись затем рекуртской армией.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:07 pm

Зомбарт продолжает "жечь глаголом" -
- "Если уж мы так много говорим об эротике миннезингеров, - где в ту эпоху могла разыгрываться любовная жизнь? По преимуществу в лесах. Ибо крепости, конечно же, были не тем местом, где можно было провести в постели часок-другой. В любом случае под любовными утехами в те времена, по всей видимости, понималось нечто совсем другое, чем у нас сегодня. Готика и эротика хотя и рифмуются, но плохо подходят друг другу. Нет, Ренессанс и здесь впервые создал внешние условия для формирования принципиально нового образа жизни".
В. Зобмарт. Соб. соч. Т. III. С. 143.
--------------------
любопытно, что там, где воображение Зомбарту отказывает - ныне оно вполне справляется. что вряд ли можно истолковать в пользу сходства прошлого и современности - скорее, в пользу изменчивости опыта, каждый раз предоставляющего новые рамки воображению (теперь, напр., скорее в области плохо представляемого - душная эротика венских кушеток времен Карла Люгера).

Link | Leave a comment {1} |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:07 pm

искусство троллинга от классика социологии
-------------------
"Если всякое искусство основывается на таланте и упражнении, то для любовного искусства это справедливо в совершенно чрезвычайной мере, и потому искусство это смогло достичь своего полного развертывания лишь после того, как в ходе естественного отбора талантливые женщины были выделены из общей массы и получили возможность стать мастерицами в этом искусстве, занимаясь только им одним и ничем больше"
В. Зомбарт. Роскошь и капитализм (1913) // Соб. соч. Т. III. С. 78 - 79.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:06 pm

по поводу данной записи СФШ:
http://langobard.livejournal.com/6409518.html
------------------
не знаю - у меня, увы, нет опыта личного общения с М.В. - и практически нет шансов, что будет -
- но вот отсутствие интереса "современности" к Синявскому или Солженицыну, сдается мне, скорее проблема этой самой современности - сводящейся к совершенной сиюминутности - что, кстати, хорошо заметно бывает в гуманитарии, когда стремятся прочесть нечто "совсем последнее", оставляя классиков спокойно пылиться (на то они и классики), а тех, кто официально не канонизирован - и вовсе исключая из поля своего внимания. -
- спорить с этим бесполезно, разумеется - и для этого есть свои основания (равно как, вторгаясь с чем-то новым, нужно откопать себе в поддержку кого-нибудь из "несправедливо забытых" - всем известным примером чего служит роман Латура с Тардом). здесь примечательнее другое - невозможность "остаться в своем времени", именно требование, принудительность "современности" - в конечном счете предполагающее наличие некой единой "современности", единого времени, выпадение из которого тождественно смерти. - привычные "антиглобалистические" рассуждения ведь во многом об этом самом кошмаре - мира, сделавшегося "проще", где все меньше "закутков", живущих своим временем, своими заботами, своими идеями, через забитые капиляры лишь сообщающиеся с другими частями реальности, плохо слышащие то, что до них доносится извне, а то, что доносится - зачастую неправильно понимающих - и в результате способных на "производительную ошибку". - да, совсем "своего времени" не бывает, пока мы в сознании, речь лишь о степени автомии - о том, насколько допустима рассинхронизация - та, за которую не приходится платить ценой выпадения из "жизни". -
- кстати, сам феномен "поколений" (сейчас уходящий - за отсутствием "больших событий", способных стать "общим опытом" - тем, с которым можно себя соотнести) - он из складывающегося подобного порядка вещей, из XIX века - "поколение" здесь имя "современности", которая слоями становится прошлым, отжившим (вытесняя на обочину непринадлежащих к "поколениям" - оказывающихся "не-жившими" исторически - или, здесь становясь интересными, изобретая индивидуальные способы нахождения в современности). -
- а возвращаясь к Синявскому - А.Д., кажется, сам сделал все, чтобы нельзя было представить майку с его портретом. что ж до того, что его "не читают" - здесь волнами ведь устроено, да еще случайность моды - когда у нескольких близких по типу есть шанс стать ее любимцем, но выберет она лишь одного. т.е. нет гарантий, что его "станут читать" в массовом порядке - хотя для подобного переоктрытия может оказаться достаточным расходящееся по цепочке "узнавание Синявского совсем не такого, как мы ожидали" - например, брака лирики с филологией "127 писем о любви". но как-то сомневаюсь - скорее, он будет из ряда "многими читаемого автора", о котором столь же регулярно говорят как о "несправедливо забытом" и в этих сетованиях опознают друг друга.

Link | Leave a comment {2} |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:04 pm

очевидно, конечно, но ранее не обращал внимания, а сейчас натолкнулся в письмах 1870-х гг. -
- для гимназистов из необеспеченных медаль (золотая или серебряная) была важна в том числе и потому, что по зачислении в университет сильно помогала в поиске учеников для репетиторства - и платили медалисту родители ученика, соответственно, выше, чем простому выпускнику гимназии. - так что борьба за медаль оказывалась не только важной с т.з. поступления в университет, но и для обеспечения своего относительно спокойного существования в университетском городе.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:04 pm

по чувствительности к поэзии я спорю среди людей за последние места в списке, лихо отталкивая локтем барда и конкурируя с самыми преданными читателями "Русского Богатства" -
- но вот дорвавшись до прекрасного издания Верлена (очаровательно полиграфически и редакторски сделанные два небольших томика - в лучших традициях литпамятников) - проникся уровнем Брюсова-переводчика - настолько чувствуется жесткость, прочность его стиха в сравнении с коллекцией других переводов одного и того же верленовского стиха.
---------------
В дни юности мечтал я о Непале,
О славе папы иль царя царей,
Сарданапале, Гелиогабале...
Меж золота и дорогих камней,
Под музыку, в пьянящем аромате,
Мне снился рай ласкающих объятий...
Прошли года и стих мой буйный пыл,
Узнал я жизнь, узнал ее законы,
Умею чтить границы и препоны,
Но прежних грез своих не разлюбил!
Пусть на пути к величью - Невозможность!
Все ж малого не славит мой язык!
И мне противны: милый женский лик,
Неточность рифм и друга осторожность!

Link | Leave a comment {1} |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:04 pm

Чехов пишет Лейкину осенью 1883 -
"Пишу при самых гнусных условиях [...] в соседней комнате кричит детиныш приехавшего погостить родича, в другой комнате отец читает матери вслух "Запечатленного ангела"..." -
- любопытное свидетельство популярности лесковской повести и уровня чтения - ведь чеховское семейство по своим литературным вкусам никак не принадлежало к "высокой лит-ре", а отец с матерью - так и вовсе читатели и поклонники духовной и душеполезной лит-ры - где и оказывается Лесков, которого опознают в этой ипостаси как одного из - пусть и весьма своеобразных писателей для духовного чтения.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:03 pm

к дебатам кружка им. Чернышевского и Добролюбова -
- любопытно, а в какую степень "очернения действительности" возвели бы, появись у нас нечто аналогичное "House of Cards"? -
- я уж молчу про "Boss" - ведь в HofC есть хоть какие-то "идеалистические" персонажи - при этом занимающие значимые посты - вроде либерала-идеалиста конгрессмена или самого г-на Президента (другой вопрос - как они при всем при этом сумели свои посты занять?!) - а в "Boss'е" и намека на это нет, все одним миром мазаны - человечность же там проявляется как синоним слабости, порока, странности - хоть что-то индивидуальное в этом мире целерациональности, где вопрос о конечном смысле действия бессмысленен по определению.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:03 pm

об отношениях редакционных
-------------------
Чехов в письме к брату Александра именует Лейкина "дядей лжи" - следовательно, братом самого Князя Тьмы.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 8th, 2015 | 07:02 pm

из любопытного
----------------
оказывается, первончально "Палата № 6" предназначалась "Русскому обозрению", однако редакции того (в тот момент в свою очередь колобродящей - после вынужденного ухода кн. Цертелева и завершившегося назначением Александрова) сочла, что рассказ слишком мрачен и либерален -
- так что в конце-концов его удалось поместить в "Русской мысли" (не сразу, поскольку с редакцией того Чехов поссорился двумя годами ранее - и вынужденное с его сторон примирение состоялось при посредничестве Свободина). -
- в целом характерная история для консервативной журналистики, умело распугивающей и собственных читателей, и авторов. - уж до чего вроде бы "сжигал мосты" Вас.Вас. Розанов, да и то ушел "влево" к 1900-у. впрочем, "духота", характерная для консервативных изданий, была как раз связана с этим радикализмом размежеваний - авторам выбора почти не оставалось, изданий мало, денег - еще меньше, так что хочешь - не хочешь, а приходится выносить любые причуды "генералитета". генералы "Русского обозрения", впрочем, не рассчитали - Чехов уже был вполне "сам себе величина", чтобы уйти в "свободное плаванье" (как раньше это продемонстрировал ФМД, сильно подняв свои акции, уйдя с двусмысленным "Подростком" в "Отечественные записки").

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 3rd, 2015 | 03:01 pm

разговором навеяло -
- построение "Придворного общества" Элиаса в своей логике предельно просто -
- от конкретного феномена - "двора" Людовика XIV (впрочем, здесь двойственность - с одной стороны ориентация на "расцвет", как он сам пишет, до Марли, созданного уже как некая попытка уйти от церемониала во всей его ставшей невыносимой и для короля строгости - а с другой - на мемуары Сен-Симона, т.е. как раз уже позднего периода, эпохи Марли) -
- а далее хронологическое распространение "вверх" и "вниз" - от Франциска I до Людовика XVI, от формирования до конца (с неким прообразом последующего, уже буржуазного существования - в виде двора Наполеона и современных дворов) -
- и территориальное - Англия и Германия - первая в меньшей степени, тогда как Германия дает и свой, глубоко знакомый материал - и одновременно другую ситуацию - относительно единое "придворное общество" в отсутствие единого двора.
само же изложение раз за разом представляет развертки от случая (казуса) по всем вместе или некоторым из намеченных линий - и вновь к иному казусу. - затем же все больший вес берут вопросы уже не к казусам, а к предшествующим наблюдениям - и тем самым исследование уходит вглубь уже в теоретическом плане.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 3rd, 2015 | 03:00 pm

за перечитыванием "Придворного общества" Элиаса -
- совсем забыл, что один из основных - а, м.б. и главный - мотивов книги - на удивление старомоден: это мотив "великой личности", ее природы и сущности - фактически попытка социологически продолжить гегелевскую тему.
-------------
т.е. для Элиаса ключевой вопрос - об "индивиде" и "обществе" (где центральный, показательный случай, разумеется, "великая личность") - и вопрос этот (обсуждаемый вновь и вновь - показательна сборка его "Общества индивидов") - несмотря на то, что Элиас стремится снять его, постоянно повторяя невозможность рассуждать в данных категориях, которые не социологические, а философские (в дурном смысле слова) - осмысляется в рамках противостояний 1910 - 20-х гг. -
- проблема в том, что Элиас выходит на "арену" широкого внимания только в 60-е - когда его "фигурации" уже сами по себе малопонятны - поскольку ушел контекст полемики социологии с историей, который столь его занимает на протяжении работы и тезисно изложенный во введении - к тому времени, когда его книга вышла (почти сорок лет спустя после написания), уже и подобных "историков" почти не осталось - даже учитывая преднамеренную схематичность, переходящую в карикатурность, изложения их позиций (не случайно сам образ "историков" никак не наполняется Элиасом именами - поскольку никого из значимых под эту схему подвести не получилось бы).
-------------
коммент. А.Дмитриева: это хорошо замечено, но нужно еще подумать. У самого Элиаса, кстати, изрядный неокантианский фундамент под ногами и диссертация у Хёнигсвальда в середине 20-х. Потом ассистенство у Манхейма во Франкфурте, рядом с молодым Хоркхаймером, которого Э. почти не замечал, подводная лодка

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 3rd, 2015 | 02:58 pm

Россия, разглядывающая Францию -
-----------------------
"В пятницу 11 июня <1717 г.> он <т.е. Петр I> поехал из Версаля в Сен-Сир, осмотрел все заведение и посетил классы, где занимались воспитанницы. Принимали его с королевскими почестями. Захотел он повидать и г-жу де Ментенон, которая, узнав о таком проявлении его любопытства, улеглась в постель и задернула все шторы, кроме одной, оставленной наполовину приоткрытой. Царь вошел к ней в спальню, первым делом открыл все шторы на окнах, потом отдернул полог кровати и стал разглядывать г-жу де Ментенон, не говоря ей ни слова, равно как и она ему, после чего он удалился, даже не подумав поклониться. Мне известно, что она была этим крайне поражена, а еще более оскорблена, но покойного короля уже не было на свете".
Сен-Симон. "Мемуары".

Link | Leave a comment {1} |

(no subject)

Feb. 3rd, 2015 | 02:58 pm

о добрых советах
--------------------------
"Кардинал де Жевр пришел как-то к герцогу Орлеанскому с жалобой на то, что кардинал Дюбуа послал его подальше в самых грязных выражениях. <...> ...герцог Орлеанский <...сказал>, что он всегда находил советы кардинала Дюбуа полезными и считает, что будет лучше, если кардинал де Жевр последует тому, который был ему дан. Вероятно, герцог сделал это затем, чтобы избавиться от подобных жалоб, и действительно, после такого примера больше к нему с ними не обращались".
Сен-Симон. "Мемуары".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 3rd, 2015 | 02:57 pm

читая "Искусство частной жизни" Марии Неклюдовой -
- "...проживание в Версале становилось еще одним способом укрощения аристократии и превращения ее в придворную знать. Не случайно, что панорама версальских садов с ее линейной перспективой была рассчитана на взгляд из окна королевской спальни: все остальные точки зрения оказывались неполными и несовершенными по сравнению с ней" (стр. 63) -
- все хорошо - и красиво сказано, и изящно подумано, но одна проблема - королевская спальня выходила окнами на мраморный двор - т.е., как и было принято в загородных домах самого разного достоинства дворян, на подъезд - наблюдя прибывающих и отбывающих - это взгляд хозяина на свое поместье (и в этом смысле Версаль воспроизводит в макромасштабе черты именно поместья, где вся аристократия - лишь члены большого "дома" короля, придворные в буквальном смысле) - а на сады выходят окна галлерии - где собирались придворные перед королевским выходом (и в Версале, соответственно, эта галлерея становится гигантской, способной вместить весь двор).
- король же смотрит во двор - и, кстати, в последние дни своей жизни, когда будет намечен смотр тяжелой кавалерии, Людовик XIV, уже не способный провести его, спустившись, сначала решит принимать смотр с балкона своей спальни, а потом, когда и на это сил уже не будет - из окна, лежа на смертном одре.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Feb. 3rd, 2015 | 02:57 pm

"он не переносил зимы - и потому в России был известен как человек характера по преимуществу скверного".

Link | Leave a comment |

о милости и услуге

Feb. 3rd, 2015 | 02:56 pm

Антуан де Куртен в "Новом трактате о вежестве" (1671), объясняя искусство беседы, отмечает -
- "...следует предупредить, что все слова должны подходить друг другу, например: "Вы были столь добры оказать мне милость" - милость, но не услугу, так как "услуга" и "дружба" подобают лишь между равными или когда высший обращается к низшему. "Сударь, я вас прошу о любезности оказать мне эту услугу", - весьма невежливо, правильнее сказать - "эту милость, это одолжение"." -
- дружба предполагает равенство сторон, вполне по-аристотелевски, и следовательно в ней возможны "услуги" - баланс которых может быть сведен (и тогда это прекратит общение - предполагающее все новые и новые услуги, поддерживающие коммуникацию) - тогда как между неравными невозможна "отдача вполне", обмен здесь неравноценный, а даяние - "милость", в противном случае - требуя "отдачи" или предполагая ее - значит включить себя в эквивалентные отношения, следовательно, признать низшего себе равным.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 30th, 2015 | 01:01 pm

про Монсеньера, старшего сына Луи XIV, современники говорили, что он даже "развратничает без увлечения" -
- чему подтверждением может служить, в частности, одна курьезная история, сохранившаяся в мемуарах герцога де Сен-Симона -
- "Он воспылал желанием к одной весьма миловидной особе. В условленный день ее привезли в Версаль, ввели в первый кабинет, причем сопровождала ее другая особа, безобразная собой. Монсеньера известили, что девицы прибыли, он отворил дверь и, ухватив ту, что стояла к нему ближе, привлек ее к себе. Она стала отбиваться, посколько это была дурнушка, понимавшая, что принц ошибся. А он, напротив, решил, что она ломается, втолкнул в соседнюю комнату и запер дверь. Другая тем временем веселилась, презирая подружку и воображая себе, как обидно будет той, когда ее отправят восвояси, а вместо нее призовут красотку. Немного времени спустя вошел Дюмон* и не на шутку удивился, застав ее одну в кабинете; он спросил, что она здесь делает и куда исчезла ее спутника; она в ответ рассказала ему, что произошло. Тут Дюмон принялся барабанить в дверь и кричать: "Вы обознались! Это не та!" Ответа не последовало. Дюмон удвоил усилия. Наконец Монсеньер отворяет дверь и выпроваживает бедное создание. Дюмон бросается к нему со второй девицей, говоря: "Вот она, посмотрите!" "Дело сделано. Как-нибудь в другой раз", - ответил Монсеньер и захлопнул дверь".
*он поставлял Монсеньеру девиц, вместе с Франсином (зятем Люлли) содержа Оперу, по крайней мере, в том числе и для подобных целей.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 30th, 2015 | 01:00 pm

неожиданно хорошо
----------------
Горький, "Несвоевременные мысли", XLII
"Пр. - прапорщик или профессор? - Роман Петкевич пишет мне:
"Ваш спор с большевизмом - глубочайшая ошибка, вы боретесь против духа нации, стремящегося к возрождению. В большевизме выражается особенность русского духа, его самобытность. Обратите же внимание: каждому свое! Каждая нация создает свои особенные, индивидуальные, только ей свойственные приемы и методы социальной борьбы. Французы, итальянцы - анархо-синдикалисты, анличане наиболее склонны к тред-юнионам, а казарменный социализм немцев как нельзя более соответствует их бездарности.
Мы же, по пророчеству великих наших учителей - например, Достоевского и Толстого - являемся народом-Мессией, на который возложено идти дальше всех и впереди всех. Именно наш дух освободит мир из цепей истории".
И т.д. в тоне московского неославянофильства, которое так громко визжало в начале войны.
До чего же бесприютен русский человек!"

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 30th, 2015 | 12:59 pm

Павел Егорович Чехов (отец А.П.) писал в 1859 г. в Москву брату Митрофану, туда отправившемуся, по поводу болезни своей жены, Евгении Яковлевны (в семью Чеховых принесшую ходивший среди Морозовых туберкулез), прося узнать у докторов -
- "...нет ли такого средства или лекарства, чтобы установить душевное спокойствие и утвердить его, а нежность сердца сделать поравнодушнее ко всему..." -
- да, я бы тоже желал знать ответ на этот вопрос, желательно - безрецептурный и с ограниченным списком побочных последствий.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 30th, 2015 | 12:59 pm

Савва Морозов о 9 января 1905 г. - по воспоминаниям Горького:
-----------------
"Позволив убивать себя сегодня, люди приобрели право убивать завтра. Они, конечно, воспользуются этим правом".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 28th, 2015 | 10:18 am

Горький вспоминал, как в Гаспре, расспросив его о купеческих династиях, Толстой ответил -
- "И это надо написать. Кратко написать большой роман, понимаете?" -
- "кратко написать большой роман" - это ведь с совершенной точностью сказано о ВиМ и АК - краткие, предельно сжатые, большие романы. - и даже "Воскресение", при всех своих особенностях, таково - недосжато, правда.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 27th, 2015 | 06:42 pm

"Сегодня там [в Гаспре] был великий князь Николай Михайлович, человек, видимо, умный. Держится очень скромно, малоречив. У него симпатичные глаза и красивая фигура. Спокойные жесты. Л.Н. ласково улыбался ему и говорил то по-французски, то по-английски. По-русски сказал:
- Карамзин писал для царя, Соловьев - длинно и скучно, а Ключевский для своего развлечения. Хитрый: читаешь - будто хвалит, а вникнешь - обругал.
Кто-то напомнил о Забелине.
- Очень милый. Подьячий такой. Старьевщик-любитель, собирает все, что нужно и не нужно. Еду описывает так, точно сам никогда не ел досыта. Но - очень, очень забавный".
М. Горький. Лев Толстой, VIII.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 27th, 2015 | 05:33 pm

в числе исключенных из публикации 1832 г. строф "Путешествия Онегина" есть и следующая, примечательная -
-------------------
Наскуча или слыть Мельмотом
Иль маской щеголять иной
Проснулся раз он патриотом
Дождливой, скучною порой
Россия, господа, мгновенно
Ему понравилась отменно
И решено. Уж он влюблен
Уж Русью только бредит он
Уж он Европу ненавидит
С ее политикой сухой,
С ее развратной суетой
Онегин едет; он увидит
Святую Русь: ее поля,
Пустыни, грады и моря.
-------------------
кстати, в черновом варианте было еще язвительнее -
Проснулся раз он
Патриотом в Hotel de Londres
что в Морской -
- и, проснувшись патриотом, в путешествие он отправлялся в "коляске венской".
--------------------
что "внезапный патриотизм", что шпильки в адрес его - где венская коляска заменена теперь, правда, как у demchikov, смартфоном - где новый ЕО по GoogleMaps прокладывал бы себе маршрут да смотрел бы расписание - сохраняют трогательное постоянство.

Link | Leave a comment {2} |

(no subject)

Jan. 27th, 2015 | 05:32 pm

оправдание истории от герцога де Сен-Симона
----------------
"....не дерзая сравнивать в этом смысле Творца с теми, кто Им сотворен, нельзя в то же время не признать, что коли уж сам Дух святый не погнушался стать автором исторических сочинений, посвященных по преимуществу событиям в сей юдоли и оказавшихся бы, не будь они продиктованы Духом святым, такими же мирскими, как любая историческая книга на этом свете, подобное обстоятельство следует полагать вполне достаточным основанием для того, чтобы христианин имел право писать и читать исторические сочинения".

Link | Leave a comment |

о пользе монархии

Jan. 27th, 2015 | 05:32 pm

известно, что Гончаров с 60-х сильно сомневался в своей "современности" и в том, что написанное им еще кому-нибудь нужно, кроме круга таких же (или чуть более молодых) стариков, как он - да нескольких чудаков, отчего-то привязанных к его писаниям -
- в убеждении этом его, среди прочего, неизменно убеждала журнальная критика, в 70-е упоминавшая о Гончарове либо в "исторических экскурсах" - о преданиях русской изящной словесности - либо, отзываясь об "Обрыве" и о поздних редких текстах Гончарова, отмечавшая их устарелость, изжитость и т.д. -
- потому, когда в 70-е несколько раз к нему обращались с предложением выпустить свое собрание сочинений (в конце 70-х с таким предложением обратился и Вольф, в чьей книжной лавке регулярно бывал И.А.), то Гончаров неизменно отклонял их - боясь провала, стыда, подтверждения своих худших страхов -
- пока в начале 80-х молодой государь Александр Александрович, большой поклонник И.А., не обратился к нему при встрече с вопросом - почему он не выпустит собрание сочинений, а то разрозненные тексты и ранее вышедшие романы трудно достать, в изданиях, уже ставших редкими? отклонить предложение самого государя благонамеренный И.А. не посмел - и так состоялось первое, разошедшееся с большим успехом, собрание сочинений Гончарова.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 27th, 2015 | 05:31 pm

с чеканной точностью интонации -
- "Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, Жуковский отличался и другой одаренностью: это был бесспорно самый добрый человек в русской литературе".
Ю.М. Лотман. "Александр Сергеевич Пушкин". - М., 1982. С. 27.

Link | Leave a comment {3} |

(no subject)

Jan. 27th, 2015 | 05:31 pm

взявшись перечитывать лотмановского "Пушкина" - вновь изумился, насколько выверен, тонко интонирован этот текст. написанный довольно быстро - и вроде бы для "халтурной" серии (просвещенческая "Биография писателя"), "пособие для учащихся" со всеми вытекающими - он, на мой вкус, лучшая книга Ю.М., лучше даже "Сотворения Карамзина", к которой он готовился всю свою научную жизнь. - впрочем, они схожи (и свое время хорошо не столько даже "отражая", сколько формируя) - они о "жизнестроительстве", о том, как "стать и быть человеком". в этом отношении - даже вопреки материалу: о преувеличении "сознательности" в биографических изломах Пушкина едва ли не каждый критик этой книги написал. сдается, что в данном случае был бы и ответ даже на признанный справедливым упрек - это текст образовательный, в старом немецком смысле. как учебный анатомический препарат - правильно подкрашенный, не искажая, но выявляя то, что глаз иначе рискует пропустить - а ученик не научиться.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 27th, 2015 | 05:30 pm

к разговору о николаевском царствовании -
- собственно, образ его возникает из нарастающего и углубляющегося конфликта между "образованным обществом" и "властью" -
- первое появилось, оформилось (слабо, но тем не менее - начиная от дворянских салонов Москвы до журналов Петербурга) - и при этом оказывалось не только бессильным, но и беспомощным -
- с противоположной стороны была не "недолимая сила", а стена -
- стена глухая, поскольку это общество все меньше можно было отождествить с придворным или хоть как-то сблизить с ним - и знак монаршьего благоволения, "я буду твоим цензором", возможность услышать в свой адрес слово Государя и получить, соответственно, шанс ответить ему - все это, еще возможное для Пушкина, оказывалось недоступно уже Грановскому или Тургеневу. -
- духота и бессилие, ожесточение по отношению к власти, все нарастающая мрачность этих лет - это реальность переживания, с которой бессмысленно спорить с цифрами в руках кол-ва студентов, выпускаемых книг и журналов.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 26th, 2015 | 06:28 am

Горький о разговоре с Блоком в Летнем саду, после заседания редакции "Всемирной литературы":
--------------
"- Все это - скучно, - сказал Блок, качая головою. - Дело - проще; дело в том, что мы стали слишком умными, чтоб верить в бога, и недостаточно сильны, чтобы верить только в себя. Как опора жизни и веры существуют только бог и я. Человечество? Но - разве можно верить в разумность человечества после этой войны и накануне неизбежных, еще более жестоких войн? Нет, эта ваша фантазия... жутко! Но я думаю, что вы несерьезно говорили.
Он вздохнул:
- Если б мы могли совершенно перестать думать хоть на десять лет. Погасить этот обманчивый болотный огонек, вклекущий нас все глубже в ночь мира, и прислушаться к мировой гармонии сердцем. Мозг, мозг... Это - ненадежный орган, он уродливо велик, уродливо развит. Опухоль, как зоб..."
М. Горький. А.А. Блок // Заметки из дневника. Воспоминания.

Link | Leave a comment {1} |

(no subject)

Jan. 25th, 2015 | 08:51 pm

Е.С. Некрасова, из письма от 1883 г. - о Салтыкове-Щедрине
-------------------
"Кто-то к нему пришел.
Он жмет руку:
- Как я рад, как я рад, что вы пришли!
В эту минуту раздается звонок.
- О, черт возьми! Опять кого-то черт несет! - говорит он вслух, еще не успевши отнять протянутой руки".

Link | Leave a comment {1} |

(no subject)

Jan. 25th, 2015 | 08:51 pm

из письма Е.С. Некрасовой сестре, 2.II.1881 - о Салтыкове-Щедрине
-----------------
"Он страшно, не стесняясь, ругал сидевшего тут Боровиковского за то, что тот признавал какое-то достоинство в Цитовиче и находил, что и "Новое время" иногда говорит дело. Он слышать не хотел таких благосклонных отзывов ни о Цитовиче, ни о Суворине: "Если, говорит, они и дело говорят, то их слушать нечего; если и хорошо говорят, то надо говорить, что они дурно говорят"." -
- а вы говорите: Ленин, Троцкий, "революционная целесообразность"... - старая это все история, с глубокими корнями. и да, что особенно впечатляет - речь ведь не о том, чтобы в журнале признать, что, мол, и Суворин, бывало, дело говорит. - здесь цензура своя, внутренняя - "не смей и между нами этого признавать, ругай как приказано".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 25th, 2015 | 08:50 pm

с классиками вообще сложно -
- вот хоть Ник. Мих. Карамзин - вроде бы все как положено: и государственник, и патриот, и даже (при желании) "прото-националист" (при большом желании, конечно) - а вот пишет, напр., несознательный:
-------------------
...в войне добра не видя,
В чиновынх гордецах чины возненавидя,
Вложил свой меч в ножны
("Россия, торжествуй, - сказал я, - без меня!")...

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 25th, 2015 | 08:50 pm

"...я видел, как Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался - совершенно безуспешно - надеть его на голову вместе со шляпой, и я видел, что неудача раздражает ловца солнечных лучей, - лицо его становилось все более сердитым. Он кончил тем, что, уныло хлопнув шляпой по колену, резким жестом нахлобучил ее себе на голову, раздраженно отпихнул ногою собаку Тузика, прищурив глаза, искоса взглянул на небо и пошел к дому. А увидав меня на крыльце, сказал, ухмыляясь:
- Здравствуйте! Вы читали у Бальмонта: "Солнце пахнет травами?" Глупо. В России солнце пахнет казанским мылом, а здесь - татарским потом...
Он же долго и старательно пытался засунуть толстый красный карандаш в горлышко крошечной аптекарской склянки. Это было явное стремление нарушить некоторый закон физики. Чехов отдавался этому стремлению солидно, с упрямой настойчивостью экспериментатора".
М. Горький. Люди наедине сами с собой // Заметки из дневника. Воспоминания.

Link | Leave a comment |

Богословие мирян и новое русское богословие - Михаил Гефтер

Jan. 17th, 2015 | 08:35 am

поговорили - от Антония (Храповицкого) к Филарету Московскому и обратно -
- вроде бы неплохо получилось



http://gefter.ru/archive/14021
Богословие мирян и новое русское богословие - Михаил Гефтер

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 14th, 2015 | 09:41 pm

и неизменно попадающий в нерв ФМД -
- "лишь бы ему насмешку свою отсмеять" [Подросток, 1875]

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 14th, 2015 | 09:40 pm

"Есть и такие, что и впрямь безбожники, только те много пострашней этих будут, потому что с именем Божиим на устах приходят" [Подросток, 1875].

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 14th, 2015 | 09:36 pm

примечательно, что в том же "Бархатном диктаторе" (1933) Гроссман - топорно и тем отчетливее - выстраивает сцену внутреннего спора Победоносцева с Достоевским и Христом в момент написания письма к Александру III с призывом о казни первомартовцев -
- прямо давая наложение "Легенды о великом инквизиторе" - где повторение ее и размышления о ней совмещены -
- но при этом, что примечательно для 1933 г., фактически устраивая спор между Христом и Победоносцевым, где последний - едва ли не ипостась дьявола (он обращается к Лику Спасителя и говорит, что он ведь юрист). при этом первомартовцы не оказываются христианами (подлинными) - об этом не сказано, но безбожность власти - собственно, главное, что Гроссман говорит о ней. безбожность и дряхлость - царство смерти.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 14th, 2015 | 09:36 pm

Леонид Гроссман в "заработочном" романе "Бархатный диктатор" (1933), описывая мысли Гаршина в 1885 г. (после пережитой казни народовольцев) -
- "Он знал теперь, что настоящий художник лишь тот, кто жертвует своими замыслами и склонностями во имя повелительных зовов эпохи. <...> Нужно писать не те книги, которые хочешь, а те, которые требует от тебя проносящаяся история. Только этим поднимешь свое робкое творчество на высоту незабываемого и неумирающего".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 12th, 2015 | 09:51 pm

неизвестный мне публицист В. Неклюдов в "Русской мысли" в 1864 г. весьма дельно рассуждал -
- что, мол, теперь Османская империя - объективно не противник Российской, делить им практически нечего - а вот перспективы для прочного союза вполне основательные - причем здесь Порта прямо заинтересована опереться на Российскую империю, дистанцируясь от Англии, Австрии и Франции. опасности как агрессор она из себя в обозримой перспективе не представляет - более того, включившись в процесс реформирования - в особенности после провозглашения равенства подданных разных конфессий и тем самым запустив процесс перестройки всех территориальных балансов - она обеспокоена лишь тем, чтобы этот процесс не пошел по пути Дунайских княжеств. -
- кстати, при такой перестройке Австрия оборачивалась бы (вытесняемая из Италии - а вскоре и из Германии) уже до некоторой степени совместным противником, но не тем, о котором говорилось, что "путь в Константинополь лежит через Вену", а тем, от кого необходимо будет защищать новый Балканский баланс. - и да, что важно - противник, не имеющий возможности использовать взрывоопасное в Восточной и Южной Европе орудие национальных движений, поскольку в этом случае у обоих других основных игроков не было бы никакого мотива включаться в ту же игру - а обратить ее против самой же Австрии было бы довольно легко на первых же шагах по "вбросу" на Балканы. -
- примечательно, что все эти возможные ходы были отвергнуты не потому, чтобы их не видели, а по почти общему убеждению в нежизнеспособности Османской империи и невозможности ставить на ее реформирование, преобразование и т.п. - а история ближайшего полувека продемонстрирует, что Порта была куда более живучим образованием, чем казалось почти всем наблюдателям. -
- как было сказано в каком-то из сезонов The Simpsons о мистере Бернсе - "Все ваши многочислыенные смертельные болезни так идеально уравновешивают друг друга, что вы можете жить вечно".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 10th, 2015 | 10:46 am

Б.Н. Чичерин - К.Д. Кавелину, 8.XII.1858 - по поводу спора с Герценом:
"У нас выражения умеренности всегда принимают за подлость; никому в голову не придет, чтобы можно было совершить такой акт иначе, как с согласия правительства".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 7th, 2015 | 11:56 am

Пушкин - Лажечникову, по выходу "Ледяного дома", 3.XI.1835 -
- "О Бироне можно бы также потолковать. Он имел несчастье быть немцем; на него свалили весь ужас царствования Анны, которое было в духе его времени и в нравах народа".

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 7th, 2015 | 11:40 am

об изменениях в цензурной политике -
- в 1-м издании "Ледяного дома", 1835 г., эпилогу был предпослан эпиграф из "Волынского" Кондратия Рылеева -
- который в издании 1858 г. пришлось снять - как стихи государственного преступника. - равным образом, кстати сказать, в издании 1858 г. пришлось и смягчить указание на "сыновство" Последнего Новика царевне Софье: если в первых изданиях на могиле Софьи он восклицал: "Пустите! она мне...", то теперь восклицание свелось до двух слов: "Пустите! она..."

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 6th, 2015 | 08:22 pm

совсем молодой Иван Васильевич Киреевский в 1827 г. размышляет о возможном сюжете будущего русского исторического романа -
- "Мне пришла мысль... представить Борисово царствование в романе. Нет ничего загадочнее русского народа в это время. Не все же кланялись восходящему солнцу. Представьте себе человека, который равно ненавидит Годунова как цареубийцу-похитетеля и Гришку как самозванца, к чему привяжет он слово отечество? Мне кажется, здесь первый раз русский задумался о России. К тому же голод, чума, бесплодные войны, беспрестанные восстания народа и все бедствия того времени должны были невольно связать умы в одно общее стремление; и этим только объясняется после возможность успехов Минина и Пожарского. <...> Но для романа я избрал бы человека, не названного историею, воспитанного при дворе Грозного во всех предрассудках того времени, и старался бы показать, как сила обстоятельств постепенно раскрывала в нем понятие лучшего, покуда наконец польское копье не положило его под стеной освобожденного Кремля" ["Царицынская ночь", 1827]. - Примечательно, что положительный герой здесь должен погибнуть - ибо, осознав, что значит "отечество" - дальше ему в истории ближайших десятилетий делать нечего.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 5th, 2015 | 11:44 am

о специфике цензурной политики 1860-х -
- из мнения по поводу запрещения перевода Е.О. Лихачевой тома 2 "Истории французской революции" Ф.-О.-М. Минье (16.XI.1866), И.А. Гончаров:
"Совет Главного управления <по делам печати> <...> нашел, что книга, заключающая историю революции, являясь в свет в русском переводе, уже тем самым составляет пропаганду революции, то хотя бы конституционного правительства <...>" [Гончаров И.А. ПСС, т. 10, стр. 244 - 245]. - ранее в том же году по аналогичному основанию было решено начать судебное преследование в отношении русского перевода 1-го тома "Истории..." Томаса Карлейля. -
- примечательно, что выход в свет собрания сочинений Писарева никаких возражений не вызвал, т.е. с точки зрения Главного управления он, надо полагать, оказывался более благонамеренным автором - или, во всяком случае, автором более благонамеренных текстов, чем Карлейль.

Link | Leave a comment {1} |

(no subject)

Jan. 4th, 2015 | 01:40 pm

Цесаревич Николай Александрович говорил о своем брате, великом князе Александре Александровиче (будущем Александре III) -
- "В его кристальной душе нет складок, где прячется мысль". -
- а Б.Э. Нольде, комментируя этот отзыв, отмечал - "не знаю, подозревал ли говоривший, что в этом образе заключалось указание и на все заслуги, и на все грехи, которыми приходится поминать Александра III" [Нольде Б.Э. Далекое и близкое. - Париж: Современные записки, 1930. С. 29].

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 4th, 2015 | 10:24 am

мелочи к истории понятий -
- понимание "истории" как рассказа, литературного жанра, встречается еще в конце XIX - нач. XX века - в характерном противопоставлении у Ник. Мих. Павлова (1835 - 1906), автора "Русской истории" (1896 - 1904), который определяет себя как "историка", а не "исследователя", т.е. в качестве исторического писателя. впрочем, это уже весьма архаично - сам Павлов скорее "законсервировался" в 1860-х, когда выходят его первые заметные тексты - и система понятий, которыми он оперериует, отсылает даже не только к тому времени, но уже и тогда отходящему кругу понятий московского дворянского любительства, где к "исследователю" обращаются за справкой, напр. - "исследователь" здесь технический специалист, тогда как "историк" - тот, кто говорит с публикой (из чего, кстати, следует необходимость постоянного "переписывания" истории - в приноровлении к новому слогу и понятиям, совершенно не предполагая каких-либо новых сведений).

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 3rd, 2015 | 07:17 pm

о Петербурге начала 1850-х - и о вольном обращении запрещенной литературы -
- "То, что читали в кружке Петрашевского, продолжали читать и теперь, конечно, только с гораздо большею осторожностью. Я сам имел в руках эти книги, но досконально их не читал: кроме того, например, у Фурье была слишком очевидна произвольная фантастика, которая не казалась мне интересной. Около этого времени в Петербурге, как мне говорили, очень широко обращалась эта социалистическая иностранная литература, конечно, строго запрещенная. Один книгопродавец, Лури, вел торговлю этой контрабандой даже очень неосторожно и, уличенный в ней, был сослан из Петербурга. Но эта ссылка не остановила контрабанды. Я очень хорошо помню особого рода букинистов-ходебщиков - тип, с тех пор исчезнувший (он становился ненужен). Эти букинисты, с огромным холщевым мешком за плечами, ходили по квартирам известным им любителей подобной литературы (через которых находили и других любителей) и, придя в дом, развязывали свой мешок и выкладывали свой товар: это бывали сплошь запрещенные книги, всего больше французские, а также немецкие. Книги они продавали на довольно льготных условиях, например, с рассрочкой; когда книга была прочитана и владелец не желал удерживать ее, букинист покупал ее обратно, конечно, по пониженной цене, - другими словами, букинист за известную плату давал книгу на прочтение. Сделка совершалась на взаимном доверии, - и доверие было большое. Один такой букинист прихаживал и к нам; книги были иностранные, но букинист в них разбирался и с особым акценто, конечно очень забавным, называл имена авторов и французские или немецкие названия книг. Кажется, независимо от этих негоциантов, Н.Г. мог тогда приобрести главные сочинения Фейербаха, как помню, в свежих, неразрезанных экземплярах. Тогда я в первый раз познакомился с его сочинениями: эта сильная и решительная логика казалась мне гораздо более привлекательной, чем фантастика французских социалистов".
Пыпин А.Н. Мои заметки. - М.: Издание Л.Э. Бухгейм, 1910. С. 68 - 69.

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 3rd, 2015 | 11:38 am

написал пару слов для ГЕФТЕРа о новой книге Александра Эткинда -

Человек авантюры или решительного поступка? Уильям Буллит

Link | Leave a comment |

(no subject)

Jan. 3rd, 2015 | 11:37 am

об улучшении нравов в журналистике -
- вот все ругают, а все-таки есть и позитивное. так, например, сложно ныне представить в современном ведущем журнале в большой статье выпад по адресу живого классика с указанием на впадение в старческое слабоумие -
- а вот в 1869 г. Скабический в "Отечественных записках" (кн. 10, стр. 231) так и писал по поводу "Обрыва" -
- "Нам остается только предполагать, что г. Гончаров снова возвращается к периоду самой первой юности..." -
- а вот желание говорить от лица морали - вполне осталось, здесь преемственность с тем же Шелгуновым - почти полная. тот в 1869 г. ("Дело", № 8) писал: "Роман г. Гончарова мы считаем произведением недомысленным, вредным, безнравственным и уж конечно не дали бы его в руки девушек и мальчиков, которым еще нужно учиться" (стр. 35). -
- ну да это черта старая, что крайние охранители, что крайние ниспровергатели говорят от имени "моральной инстанции" - собственно, это самый естественный язык для них, поскольку этическое высказывание по природе своей монологично и авторитарно. забавно лишь бывает наблюдать, когда язык Магницкого практически неотличим от языка Шелгунова - с тождественной заботой о "юных", что совершенно логично, поскольку в рамках морального дискурса говорящий оказывается "единственным взрослым" - не имеющим "лица", т.к. с ним должен совпасть любой, занимающий ту же позицию - и, соответственно, "взрослость" здесь - следствие позиции, а не лица, высказывание в идеале анонимно - от морали, а не от Магницкого/Шелгунова/NN.

Link | Leave a comment |